Пояснительная записка

 

Актуальность программы

 

Одна из важнейших задач нашей страны – охрана здоровья народа. Забота о здоровье детей – важнейшая обязанность всех государственных учебных учреждений. Данная программа направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма. Эти возможности при целенаправленном воздействии способны значительно увеличить функциональные способности растущего организма и стать основой его здоровой жизни. Дети и подростки, юноши и девушки обладают поразительно высоким двигательным потенциалом, они способны осваивать сложные и требующие большого функционального напряжения виды движений. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию ряда заболеваний. Детям и подросткам особенно необходима двигательная активность, причем не только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях, для сохранения и упрочнения здоровья.

Главное отличие занятий по данной программе от занятий на уроках физической культуры, – применение совершенно различных методик занятий.

Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 34 часа в год. Программа предусматривает практическую деятельность, направленную на овладение навыками и умениями двигательных упражнений.

Ритмика включает в себя различные виды гимнастических упражнений, танцевальные движения, дыхательную гимнастику, комплекс лечебной гимнастики, что способствует разностороннему развитию опорно-двигательного аппарата, хорошей подвижности в суставах и укреплению здоровья, в общем.

 

 

Структура документа

 

Программа содержит три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и рекомендуемую последовательность тем и разделов; результативность

 

 

Общая характеристика предмета и особенности его организации

    Программа составлена с учетом потребностей учащихся и материальной базы данной школы. Если сопоставить различные стороны способностей детей в наши дни с аналогичными показателями совсем недавнего прошлого, то можно увидеть, в каком отношении наши дети успешно прогрессируют, в чем они отстают, а что у них совсем неблагополучно и требует особого внимания со стороны педагогов. Такое сопоставление тем более важно для оценки состояния здоровья детей, ибо сегодня его определяют не только исходя из чисто медицинских характеристик. Как записано в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние наибольшего физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов. Т.е физическое развитие и двигательная подготовленность, равно как уровень развития психики, интеллекта, составляют два важных компонента здоровья детей.

    Основным предназначением образовательной области «Ритмика» в системе общего образования является укрепление и сохранение здоровья детей. Учитель выполняет, прежде всего, обязанности, связанные с управлением процессом обучения. Он должен уметь точно и гибко управлять ходом обучения, добиваясь от ученика наиболее быстрого и безопасного овладения новым навыком. Это зависит как от природных способностей учителя, так и от его профессиональной компетентности.

Учителю (тренеру) необходимо уметь: составлять план занятий и подготовки своих учеников на различные периоды времени; применять различные методы и средства в процессе обучения, воспитания, тренировки. С практическими действиями учителя (тренера) связаны такие умения и навыки, как демонстрация упражнений, тем более сложных, оказание детям помощи и страховки при выполнении ими упражнений. В случае необходимости учитель (тренер) должен уметь оказать первую медицинскую помощь.

 

Принципы методики занятий:

·        Оздоровительная направленность (учителю необходимо знать особенности влияния физических упражнений и средств закаливания на организм ребенка, уметь выбрать необходимые средства и методы занятия, оценить эффективность их влияния на организм).

·        Дифференцированный подход (учитель должен учитывать возраст, пол и физическую подготовленность ребенка, потребность каждого ребенка в конкретных средствах и методах занятия).

·        Профессионально-прикладная направленность занятий (учитель должен помочь ребенку в процессе занятий приобрести необходимые для хорошего освоения профессии двигательные навыки, отшлифовать их, подготовить центральную нервную систему и другие функциональные системы организма к тому, чтобы они смогли обеспечить высокую трудоспособность будущего специалиста, т.е. организм должен быть разносторонне развитым и тренированным).

 

 

 

 

Средства занятий:

·        Систематические физические упражнения (стимулируют нормальную жизнедеятельность организма, обеспечивают возрастание  физической работоспособности и защитных сил организма).

·        Естественные факторы (природные факторы – солнце, воздух, вода – формируют защитные силы организма, его невосприимчивость к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды).

·        Гигиенически обоснованный режим (хорошо организованный распорядок дня и образ жизни).

 

Формы занятий:

·        Учебное занятие (урок), (должны проводиться систематически, не менее двух раз в неделю по 40 минут каждое; только при соблюдении этих условий и качественном проведении занятий можно добиться положительных результатов)

·        Утренняя гимнастика (обязательная форма занятий физическими упражнениями; так как она проводится самостоятельно и учитель лишен возможности её выполнения, важно, чтобы учащиеся глубоко понимали необходимость использования утренней гимнастики и добросовестно занимались ею)

·        Вводная гимнастика (выполняется непосредственно перед учебной деятельностью; выполняет подготовить учащихся к предстоящему новому виду деятельности)

·        Физкультурная пауза (эффективный, активный отдых учащихся)

·        Домашнее задание (имеют существенное значение для повышения его эффективности)

 

 

 

 

Организация и проведение занятий

 

      Непосредственно перед началом занятия учителю необходимо познакомиться с заключением врачей после медицинского осмотра детей; изучить историю болезни, если таковая есть; проконсультироваться с врачом, если в этом есть необходимость. Знакомя учащихся с правилами по технике безопасности на занятиях, учитель ведет журнал, в котором дети расписываются после ознакомления с правилами по технике безопасности. Перед каждым новым занятием учитель обязан повторить правила по технике безопасности при выполнении комплекса упражнений. Учет записей в журнале по технике безопасности проводится в начале каждой четверти.

·        Вводная часть (3-4 минуты, включает подсчет частоты пульса, дыхательные упражнения)

·        Подготовительная часть (10-15 минут, для общеразвивающих упражнений, выполняемых сначала в медленном, а затем в среднем темпе)

·        Основная часть (15-18 минут, отводится для обучения и тренировки, в ней осваивают физические упражнения и двигательные навыки)

·        Заключительная часть (5 минут, включает упражнения на расслабления и дыхательные)

 

 

 

 

Цели и задачи программы

 

Основная цель данной программы – всестороннее, физическое развитие детей и укрепление, и сохранение их здоровья. Улучшение телосложения, формирование красивой фигуры.

Основные цели программы конкретизируются в работе с учащимися в следующих задачах.

Задачи программы

·        Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и закаливанию организма (для этого необходимо обеспечить каждому ребенку в количественном и качественном отношении двигательный режим)

·        Повышение умственной и физической работоспособности учащихся (правильно организованные в соответствии с современными достижениями теории и методики физического воспитания, а также закаливание существенно повышают психическую и физическую работоспособность)

·        Формирование основных двигательных умений и навыков (организация занятий физическими упражнениями, развить наиболее важные двигательные умения и навыки, способные обеспечить высокопроизводительный труд и полноценную жизнь)

·        Формирование навыков и воспитание привычек личной гигиены и здорового образа жизни (соблюдение правил личной гигиены, разумное, бережное отношение к своему здоровью)

 

Результативность

 

Оценка результата и успеваемости учащихся важна и трудна. Она оценивается следующими соображениями.

·        Без теснейшего контакта между педагогом и ребенком, без объективной оценки как усилий самого учащегося в этом деле, так и достигнутых им результатов не может быть обеспечено важное условие эффективности учебного процесса

·        Индивидуальную оценку подготовленности учащихся выводят на основании сведений о посещаемости занятий, за технически правильное выполнение заданий

·        Результат посещения учебных занятий проявляется постепенно: требуется не менее 4-6 месяцев, чтобы сказалось влияние систематически выполняемых упражнений в учебных занятиях. Лишь возрастающий уровень тренированности может ощутимо повлиять на состояние работоспособности, как физической, так и умственной , улучшить фигуру.

·        С целью изучения и оценки показателей физического развития, учащихся также применяют методы наружного осмотра: определение роста в положении стоя и сидя, массы тела, окружностей грудной клетки, живота, талии, бедра, голени, плеча и предплечья, шеи.

 

                                       

Заключение

Для составления программы по ритмике мною была использована методическая литература:

·        Э.Г.Булич «Физическое воспитание в специальных медицинских группах» Москва «Высшая школа» 2000 год

·        Под редакцией доцентов Ю.К.Гавардецкого и В.М.Смоленского «Спортивная гимнастика» Москва «Физкультура и спорт» 1998 год

·        Под редакцией профессора А.Г.Дембо «Спортивная медицина и лечебная физическая культура» Москва «Физкультура и спорт» 1998 год

·        В.И.Дубровский «Лечебная гимнастика и массаж» Москва «Владос» 2001 год

 

 

 

 

 

 

 


 

                              Календарно-тематическое планирование по ритмике. Дошкольники и младшие школьники (34 часа)

п/п

Тема урока

Число часов (уроков) отводимых на их изучение

Номер пункта

Перечень наглядных пособий и учебного оборудования

Учебно-методические пособия

Межпредмет

ные связи

Типы уроков

1.

 

2.

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

Введение. Т.Б.

 

Комплекс вводной гимнастики

 

Комплекс упражнений для позвоночника.

 

Комплекс упражнений для суставов.

 

Комплекс упражнений для работы сердца.

 

Комплекс дыхательных упражнений.

 

Комплекс упражнений для пресса.

 

Комплекс упражнений для ног, спины.

 

Комплекс танцевальных упражнений.

 

Разучивание танцев.

1

 

2

 

4

 

 

4

 

 

2

 

 

2

 

 

4

 

 

4

 

 

5

 

 

6

1

 

2,3

 

4,5,6,7

 

 

8,9,10,11

 

12,13

 

 

14,15

 

 

16,17,18,19

 

20,21,22,23

 

24,25,26,27,28

29,30,31,32,33,34

Класс ритмики, журнал по технике безопасности, классный журнал, медицинские заключения осмотра детей.

спортивный инвентарь, специально подобранная музыка

Э.Г.Булич «Физическое воспитание в специальных медицинских группах» Москва «Высшая школа» 2000 год

Под редакцией доцентов Ю.К.Гавардецкого и В.М.Смоленского «Спортивная гимнастика» Москва «Физкультура и спорт» 1998 год

Под редакцией профессора А.Г.Дембо «Спортивная медицина и лечебная физическая культура» Москва «Физкультура и спорт» 1998 год

В.И.Дубровский «Лечебная гимнастика и массаж» Москва «Владос» 2001 год

Спец. программа по фитнесу и танцам.

Математика, биология (анатомия), физика, музыка, история, ОБЖ, физическая культура.

Теоретические, практические, комбинированные, экскурсии, игры.

 

Итого:

34

34

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Основное содержание 34 часа

 

 

1. Введение

 

Основные теоретические сведения:

Отводится на знакомство с детьми, даются сведения о целях и задачах данного предмета, о требованиях по технике безопасности на занятиях и  о форме подготовки учащихся к занятиям.

Варианты объектов занятия:

Класс ритмики, журнал по технике безопасности, классный журнал, медицинские заключения осмотра детей.

 

2. Комплекс вводной гимнастики

 

Основные теоретические сведения:

Значение вводной гимнастики заключается в адоптации организма к условиям предстоящей деятельности. Сведения о технике безопасности при выполнении комплекса упражнений.

Практические занятия:

Применяют комплекс упражнений, включающий 6-10 упражнений, каждое упражнение повторяют 15-20 раз. Длительность вводной гимнастики 30-35 мин, с перерывами на отдых 2-5 минут. Упражнения для данного комплекса подбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить влияние на основные группы мышц: упражнения для рук, ног, туловища (наклоны, повороты). Комплекс начинают обычно с дыхательных упражнений и упражнений в потягивании. Завершающими упражнениями должны быть движения спокойного характера.

Варианты объектов занятия:

Класс ритмики, спортивный инвентарь, специально подобранная музыка, журнал группы.

 3. Комплекс упражнений для позвоночника.

 

Основные теоретические сведения:

Коррекция фигуры ребенка (сколиоз) и предупреждение заболеваний позвоночника (остеохондроз), повторение правил по технике безопасности при выполнении комплекса упражнений.

Практические занятия:

Занятие состоит из 4-х частей.

     Вводная часть (3-4 минуты, включает подсчет частоты пульса, измерение артериального давления, дыхательные упражнения).

    Подготовительная часть (10-15 минут, отводят для общеразвивающих упражнений, выполняемых сначала в медленном темпе, а затем в среднем, каждое упражнение повторяют 4-5 раз, а в дальнейшем 6-8 раз, в качестве общеразвивающих упражнений применяют упражнения для крупных мышц рук, ног и туловища, вовлекающие в движение не менее половины мускулатуры. Потягивание – одно из первых упражнений подготовительной части, которое облегчает выполнение последующих физических нагрузок, улучшая приспособительные возможности сердечно-сосудистой системы к условиям мышечной деятельности. При выполнении общеразвивающих упражнений особое внимание следует обращать на глубокое и равномерное дыхание.)

   Основная часть  (15-18 минут,  отводится для обучения и выполнения комплекса упражнений для позвоночника. В ней осваивают новые физические упражнения и двигательные навыки. Физиологическая прямая должна иметь наибольший подъем во второй половине основной части. Важно избегать углубления утомления, вызванного повторением однообразных упражнений, равно как и наслаивания утомления от последующих упражнений.)

    Заключительная часть  (3-5 минут, включает упражнения на расслабление и дыхательные. Основная задача заключительной части – способствовать восстановлению функционального состояния организма учащихся, вызванными физическими нагрузками основной части. Эти упражнения должны обеспечивать активный отдых утомленных мышечных групп.) Примерный комплекс упражнений для позвоночника смотри в приложении 1.

Варианты объектов занятия:

Класс ритмики, спортивный инвентарь, специально подобранная музыка, журнал группы.

 

4. Комплекс упражнений для суставов

 

Основные теоретические сведения

Комплекс упражнений обеспечивает лимфо - и кровообращение в суставах, предупреждают атрофию мышц и тугоподвижность суставов. Предупреждение таких заболеваний, как артрозы, артриты, болезнь Гоффа, полиартриты. Сведения о правилах по технике безопасности при выполнении комплекса упражнений.

Практические занятия:

Организация и проведение занятий аналогична предыдущему.

Примерный комплекс упражнений для суставов смотри в приложении 2.

Варианты объектов занятия:

Класс ритмики, спортивный инвентарь, специально подобранная музыка, журнал группы.

 

5. Комплекс упражнений для нормальной работы сердца

 

Основные теоретические сведения:

Действие физических упражнений проявляется, прежде всего, в общетонизирующем влиянии; их выполнение вызывает рефлекторное усиление кровообращения и улучшение кровоснабжения сердечной мышцы, благотворно влияют на обмен веществ; способствуют тренировке внесердечных факторов кровообращения; понижается внутригрудное давление, повышается давление в брюшной полости, что снижает застойные явления во внутренних органах; массируются сосуды, оплетающие суставы; понижается тонус мелких артерий и раскрывается большое количество резервных капилляров, что облегчает работу сердца. При выполнении комплекса упражнений необходимо соблюдать систематичность, постепенность и доступность. Данный комплекс упражнений укрепляет сердечно-сосудистую систему и предупреждает такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца.

Сведения о правилах по технике безопасности при выполнении упражнений.

Практические занятия:

Организация и проведение занятий аналогична предыдущему.

Примерный комплекс упражнений для нормальной работы сердца и сердечно-сосудистой системы смотри в приложении 3.

Выбор объектов занятия:

Класс ритмики, спортивный инвентарь, специально подобранная музыка, журнал группы.

 

6. Комплекс упражнений для дыхательной системы организма.

 

Основные теоретические сведения:

Действие физических упражнений проявляется в их воздействии на трофические процессы в легких, в нормализации нервно-регуляторного механизма дыхания, в укреплении дыхательных мышц, увеличении подвижности грудной клетки, адаптация аппарата дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам. Сведения о правилах по технике безопасности при выполнении комплекса упражнений. Предупреждают такие заболевания, как бронхит, пневмония, астма.

Практические занятия:

Организация и проведение занятий аналогична предыдущему. Примерный комплекс упражнений для органов дыхания смотри в приложении 4.

Выбор объектов занятия:

Класс ритмики, спортивный инвентарь, специально подобранная музыка,  журнал группы.

 

7. Комплекс упражнений для пресса.

 

Основные теоретические сведения:

Данный вид упражнений улучшает функцию сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, укрепляет определенные группы мышц, усваиваются новые двигательные акты, укрепление организма и нормализация функций центральной нервной системы, регуляция процессов пищеварения, активизация кровообращения в брюшной полости, улучшение моторной и секретной функций органов пищеварения, укрепление мышц брюшного пресса и туловища. Мышечная деятельность способствует лучшему оттоку желчи из печени и желчного пузыря, оказывает существенное влияние на все виды обмена веществ. Данные упражнения оказывают общетонизирующее влияние на организм.

Сведения о правилах по технике безопасности при выполнении комплекса упражнений для пресса.  Предупреждают такие заболевания, как колиты, гастриты, язвенная болезнь желудка, холециститы.

Практические занятия:

Организация и проведение занятия аналогична предыдущему. Примерный комплекс упражнений для пресса смотри в приложении 5.

Выбор объектов занятия:

Класс ритмики, спортивный инвентарь, специально подобранная музыка, журнал группы.

 

8. Комплекс упражнений для ног и спины.

 

Основные теоретические сведения:

Физические упражнения укрепляют опорную функцию конечностей, способствуют подвижности в суставах, тренируют координацию двигательных актов, улучшают функцию работы мышц, создает мышечный корсет, который удерживает спину в правильном положении, улучшают функцию нервной системы и внутренних органов. Предупреждают такие заболевания, как плоскостопие, сколиоз, пояснично-крестцовый радикулит. Сведения о правилах по технике безопасности при выполнении комплекса упражнений для ног и спины.

Практические занятия:

Организация и проведение занятий аналогична предыдущему. Примерный комплекс упражнений для ног и спины смотри в приложении 6.

 

Выбор объектов занятия:

Класс ритмики, спортивный инвентарь, специально подобранная музыка,  журнал группы.

 

9. Комплекс танцевальных упражнений

Основные теоретические сведения:

Дается историческая справка возникновения танца, национального танца; сведения о стилях и направлениях. Данный комплекс упражнений способствует сохранению здоровья, укреплению различных групп мышц, коррекции фигуры; а также применения данных танцевальных движений для дальнейшего разучивания различных стилей танцев. Способствуют предотвращению развития таких заболеваний, как остеохондроз; улучшает самочувствие, активизирует лимфоток и способствует массажу внутренних органов, способствует гибкости и подвижности в суставах. Сведения о правилах по технике безопасности при выполнении танцевальных упражнений и движений.

Практические занятия:

Предлагаются упражнения на правильное дыхание во время исполнения танцевальных движений; осваиваются танцевальные упражнения; упражнения на пластичность двигательного аппарата.

Выбор объектов занятия:

Класс ритмики, специально подобранная музыка, журнал группы.

 

10. Разучивание танца

Основные теоретические сведения:

Стили танцев, национальность танцев, история возникновения того или иного танца, направление танцев. Умение слушать музыку и выполнять движения в такт с музыкой. Умение чувствовать партнера, если это парный танец, попадать с ним в такт. Танцы являются общеукрепляющим звеном в развитии организма, стимулируют укрепление мышц, внутренних органов, двигательного аппарата, дыхательной системы организма. Сведения о правилах по технике безопасности при выполнении танцевальных движений и самого танца в целом.

Практические занятия:

Показ танцевальных движений, соединение отдельных танцевальных этапов в единое целое. Выполнение танцевальных движений, как в одиночном, так и в парном виде. Демонстрация готового танца, с уже отработанными движениями.

Выбор объектов занятия:

Класс ритмики, специально подобранная музыка, журнал группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования Российской федерации

Комитет администрации Троицкого района по образованию

МОУ «Троицкая общеобразовательная средняя школа №2»

 

 

 

 

 

 

 

Программа

         

по дисциплине «Ритмика» для дошкольного и младшего школьного возраста

общеобразовательной школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

 

                                                              Автор: Турлова Людмила Викторовна

                                                                             учитель  ритмики       

 

 

 

                                                 

 

 

 

Троицкое 2008

 

Hosted by uCoz